1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Проект "Моя малая Родина"

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проект "Моя малая Родина"

https://disk.yandex.lt/d/KGAQstYTM4z5lg

        Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально - культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.

      Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

Актуальность проблемы очевидна для создания проекта в ДОУ «Моя малая Родина»  и обусловлена такими современными условиями, как забывание культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью  чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности.

Целью проекта «Моя малая Родина» является формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) представлений об истории, культуре и традициях города Выборга и района, развитие устойчивого интереса к истории родного края и города, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.

Основными задачами является:

1. Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

2. Развитие любознательного,поискового, исследовательского интереса.

3. Формирование представления о геральдике родного города, представления об истории, достопримечательностях, культурном наследии родного города.

4. Формирование представления о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

5. Воспитания у детей любовь к своей малой Родине, чувство гордости, восхищения красотой родного города.

6. Формирование элементарных умений, необходимых для жизни в крупном городе.
         Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта

  • Соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям.
  • Доступность, наглядность, открытость.
  • Систематичность, последовательность и целенаправленность.
  • Гуманный подход к сотрудничеству с семьей
  • Сетевое взаимодействие с организациями.
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

         Срок реализации программы– 2 года

         Возрастдетейот 5 до 7 лет.

         Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному.

       Образовательную деятельность проводит воспитатель во второй половине дня.

       Программа охватывает два возрастных периода развития детей: 

  • старшая группа;
  • подготовительная к школе группа. 

Количество занятий - 1 занятие в месяц.

Продолжительность занятий - 25 - 30 минут.

Учебный план состоит из 9 занятий. 

      Формы работы по ознакомлению дошкольников с культурным пространством города Выборга:

  • совместная образовательная деятельность;
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением;
  • рассматривание картин с последующим обсуждением;
  • просмотр и обсуждение презентаций;
  • художественно-творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование, аппликация);
  • беседы с детьми;
  • ситуации;
  • свободное общение;
  • игры (дидактические, подвижные, театрализованные, игры-путешествия и др.);
  • виртуальные экскурсии;
  • интерактивные экскурсии;
  • Mimio-проекты;
  • тематические вечера;
  • досуги;

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения:

Период

Тема

Содержание работы

Результат

Итоговое событие

1-я неделя сентября

Наш любимый детский сад!

 

Понятие - детский сад: групповые комнаты и др. помещения, их расположение, адрес детского сада; территория детского сада, традиции детского сада.

 

Умеют называть адрес детского сада.

Имеют представление о:

-помещениях детского сада и их назначении.

-традициях детского сада.

Знают правила поведения в детском саду.

Экскурсия по детскому саду

1-я неделя октября

Парки и скверы города.

 

Понятие парк, сквер. Значение парков для жителей города. Правила поведения в городских парках и скверах. Парк имени Ленина (Эспланада),Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», сквер скульптур

Имеют представления о парках и скверах о их значении для жителей городов. Знают правила поведения в парках. Называют отличительные особенности, достопримечательности парков Эспланада иМонрепо.

 

 Просмотр презентации «Парки и скверы города Выборга»»

1-я неделя ноября

Мы очень любим свой город!

 

Общие сведения (геральдика, климат и экология, особенности расположения)

Достопримечательности города Выборга.

Знают флаг герб, гимн города. Имеют представления о климате, экологии города. Узнают и называют основные достопримечательности города Выборга

Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие по городу

1-я неделя декабря

Выборгский залив. Выборгский порт – окно в Балтику.

 

Выход Выборгского залива в Финский залив и Балтийское море. Понятие и функционал порта. Связь с другими городами и странами. Виды судов, передвигающиеся по Выборгскому заливу (сухогрузы, контейнеровозы, пассажирские). Виды грузы, которые транспортируются.

Понимание и представление о территориальном расположении выборгского порта его государственной  важности.

Знают  и объясняют,  как Выборгский залив связывает с Балтикой. Классифицируют и обобщают транспортную связь.

 

Интегрированное СОД

Видеоролик «Выборгский порт»

Продукт: р.х.т. «Водный транспорт г. Выборга»

1 – я неделя февраля

Транспорт (из истории города – Выборгский трамвай)

 

Разновидность транспорта нашего города: спецтранспорт, легковой, пассажирский транспорт. Необходимость транспорта в городе. Транспорт прошлого и настоящего времени в городе. Памятник трамваю, причины его установки, его место расположения, внешний вид. Правила пешехода и пассажира.

Понимание и представление о территориальном расположении«Памятник Трамваю».

Знают и классифицируют городской транспорт.

Знают о правилах поведения в транспорте и на улице при соблюдении ПДД.

 

Интегрированное СОД

Видеоролик «Памятник Трамваю».

Продукт: р.х.т. «Выборгский трамвай»

1-я неделя марта

Выставочный центр «Эрмитаж – Выборг»

 

Понятие – выставочный центр: помещения, их расположение; территория, традиции, выставки для детей.

 

Имеют представление о:

-помещениях выставочного центра и их назначении.

-традициях выставочного центра.

Знают правила поведения в общественном месте.

Экскурсия (виртуальная) «Что посмотреть в Эрмитаже»

1-я неделя апреля

Библиотека Аалто

 

Понятие библиотека.  Значение библиотеки для жителей города, как уникального исторического здания. Правила поведения в библиотеке.

Имеют представления о библиотеке, ее назначении. Знают правила поведения в библиотеке. Называют отличительные особенности архитектуры здания, автора проекта.

 

 

Просмотр презентации «Из истории уникальной библиотеки»

1-я неделя мая

Выборг в Великой отечественной войне. День Победы.

 

Героическое прошлое города Выборга, его

достопримечательности.

Знают флаг герб, гимн города, город Выборг – город герой.

Узнают и называют основные достопримечательности города Выборга, посвященные победе.

Тематический праздник «День Победы».

 

Второй год обучения:

Период

Тема

Содержание работы

Результат

Итоговое   событие

2-я неделя сентября

Это моя улица, это мой дом.

 

Понятие улица. Домашний адрес.  Архитектурные сооружения - детский сад, школа, жилые здания, кинотеатры, библиотеки, и др.. Сходство и различия разных зданий, части здания, особенности.

                             

Называют домашний адрес. Знают назначение и  использование зданий.

 

Коллективная аппликация

«Улица нашего города»

2-я неделя октября

Площади и улицы города.

 

История образования главных площадей и  главных улиц города. Правила поведения на улицах.

- Называют главнее площади и улицы города Выборга. Знают правила поведения на улицах города

 

Виртуальное путешествие по городу.

2 -я неделя ноября

Выборгский замок – самый важный в городе.

 

Основание Выборгского замка.Интересные факты о Выборгском замке

 

 

Имеют представления об основании Выборгского замка. Называют интересные факты о Выборгском замке.

Изготовление макета

«Выборгский замок»

 

2 -я неделя декабря

Музей заповедник «Парк – Монрепо»

 

Понятие музей. История «Парка Монрепо» (кто создал, чем уникален - растительность, постройки и т.д.). Уникальность парка (остров Людвигштайн, история каменного льва, падающий камень, китайский мостик,памятник Вяйнемяйнену. В какой части города находится парк, как до него добраться. 

Понимание и представление о территориальном расположении«Парка Монрепо».

Могут перечислить название некоторых скульптур, историю их появления . 

Могут пересказать некоторые легенды парка.

Интегрированное СОД

Видеоролик «Парка Монрепо».

Продукт: р.х.т. «Каменный лев»

2-я неделя января

Новогодний Выборг

 

Традиции города при праздновании Нового года. В какой части города стоит главная ель. Мероприятия в городе при проведении праздника (встреча Санта – Клауса и Деда Мороза на границе, гулянья на Южном рынке, Театральной площади).  Откуда приезжают гости города на экскурсии. Как в семьях празднуют Новый год, семейные традиции.

Могут рассказать о том где и почему встречаютсяСанта – Клауса и Деда Мороза

- о традиция празднования НГ дома. Традициях празднования НГ в родном городе.

Интегрированное СОД

Продукт: р.х.т. «Мой город зимой»

2 – я неделя февраля

Выборг - пограничный город.

 

Виды и  род  войск (моряки, пограничники, танкисты).  Понятие – граница. Город Выборг – пограничный город.  Значение их труда для общества. Особенности мужских профессий. Востребованные профессии  военные нашего города (порт, таможня, граница). Родители военнослужащие их функционал в должности. Важность охраны границы нашего района. Страна граничащая с городом. Элементарные правила въезда в Финляндию, на чем можно добраться.

Знают и могут рассказать о государстве граничащие с нашим городом, правилах поведения и въезда.

Знают и называют рода войск .

Могут объяснить, что такое государственная граница и где она находится (на воде, на суше в воздухе).

Интегрированное СОД

Видеоролик «Пограничники».

Продукт: р.х.т. «Солдат»

2-я неделя марта

Часы города

 

История появления часов на разных зданиях Выборга. Интересные факты о часах.

Архитектурные сооружения, сходство и различия разных зданий, части здания, особенности.

                             

Называют здания, на которых встречаются часы. Знают назначение и использование часов.

 

Экскурсия (виртуальная) «Часы на зданиях города»

2-я неделя апреля

Городские скульптуры животных

 

История появления скульптур.  Правила поведения в общественных местах.

Называют некоторые скульптуры города, их отличительные черты, расположение. Знают правила поведения на улицах города.

 

Виртуальное путешествие по городу.

2-я неделя мая

Я – «Выборжанин»

 

Воспитание любви к месту, где родился и живешь, уважение к традициям и истории родного города; чувства сопричастности к жизни города, ответственности за его будущее.

 

Имеют представления об истории родного края, о событиях недавнего прошлого. Знают традиции родного города, правила гостеприимства.

Изготовление макета

«Мой город, любимейший на свете!»

 

 

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Формы работы с родителями

месяц

1

- Опрос родителей для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с культурным наследием города.

- Конкурс для детей и родителей на лучшую газету: «Мой дом – моя крепость»

Сентябрь

2

- Консультации для родителей на темы «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «Город как среда воспитания ребенка- дошкольника».

- «Маршрут выходного дня»- прогулки по улицам города.

Октябрь

3

- «Маршрут выходного дня»- посещение Выборгского краеведческого музея.

Ноябрь

4

- Фотовыставка «Я люблю свой город Выборг»

- «Маршрут выходного дня»- посещение парка Монрепо.

Декабрь

5

- Индивидуальные беседы с родителями о проведении домашних детских праздников.

- «Маршрут выходного дня»- прогулки по новогоднему Выборгу.

Январь

6

- Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице. Составление памятки « Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках».

- Вечер вопросов и ответов: «История названия улиц»

Февраль

7

- Встреча с родителями в детском саду для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, которые могут быть использованы в домашних условиях

- «Маршрут выходного дня»- посещение «Эрмитаж – Выборг»

 - Конкурс рисунков на тему «Красивые здания города».

Март

8

- Пополнить стендовую информацию для родителей на тему «Правила поведения детей при посещении театра, музея, на прогулке в парке, у памятника, мемориала».

- Анкетирование родителей «Мой Выборг: будни и праздники»

Апрель

9

- Конкурс для детей и родителей на лучший плакат «Памятные места в городе»

- Фотовыставка «Защитники Отечества»

Май

 

Перспективный план взаимодействия с социумом

Формы работы с библиотекой А. Аалто

месяц

1

Утверждение плана мероприятий по знакомству с культурным наследием города.

Сентябрь

2

Знакомство с библиотекой А.Алто. Виртуальная экскурсия

Октябрь

3

История зданий г. Выборга. Виртуальная экскурсия

Ноябрь

4

Легенды и мифы Музея заповедника «Парк – Монрепо». Видеоролики.

Декабрь

5

Типография. Книги своими руками. Практикум для дошкольников

Январь

6

Знаменитые люди нашего города. Виртуальная экскурсия

Февраль

7

Архитектурная фауна г. Выборга.Виртуальная экскурсия

Март

8

Городские скульптуры животных г. Выборга. Виртуальная экскурсия

Апрель

9

Пешая экскурсия с родителями и детьми по улицам Выборга.

Май

 

    Форма подведения итогов реализации парциальной программы

Реализация проекта предусматривает проведение мониторинга освоения детьми содержания тематических блоков, который представляет собой модифицированный вариант диагностики Л.В. Коломейчеко, Л.В. Любимовой.

Мониторинг детей осуществляется педагогом, реализующим проект, на начальном и завершающем этапах изучения каждого тематического блока.

В качестве стимульного материала используется дидактический материал, разработанный для реализации проекта (дидактические игры, тематические альбомы с фотографиями и иллюстрациями), а также карты Ленинградской области, города Выборга, России.

         Основным методом мониторинга является наблюдение за детьми в ходе их самостоятельной и совместной специально организованной образовательной деятельности, а также бесед, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности.

           Анализ результатов является основанием для корректировки педагогических действий и планирования индивидуальной работы с детьми, показавшими низкий уровень.

         Полученные данные позволяют определить, насколько у дошкольников сформированы представления об особенностях родного края, города, области, страны, кто и в какой степени испытывает интерес к истории и культуре России, осознает принадлежность к своему народу, проявляет патриотические чувства, гордится богатствами и красотой своей малой родины.

 

Литература

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4 -е изд., и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

2. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №23 г. Выборга» распоряжение № 74 от 29.08.2016г, рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 29.08.2016г

3. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (5-7 лет) –М.: Мозаика-Синтез.-112с 2012г

4. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» -  М.: «Мозаика-синтез», 2010г

5. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» «ЦГЛ» -  М.: 2003г

6. Т.С. Комарова Детское художественное творчество – М.: «Мозаика-синтез», 2008г

7. Т.С. Комарова Развитие художественных способностей дошкольников - М.: Мозаика – Синтез, 2013г

8. М.Б. Зацепина «Праздники и развлечения в детском саду» -  М.: «Мозаика-синтез», 2008г

9. М.Б. Зацепина Дни воинской славы «Патриотическое воспитание дошкольников» для работы с детьми 5 – 7 лет – М. Мозаика – Синтез, 2008г.

10. Комарова Т.С., и др. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.- М, Мозаика-синтез,2010г

11. Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2011г

12. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева Детский сад и семья: Методика работы с родителями Пособие для педагогов и родителей – М.: Москва – Синтез, 2008г.

13. Л.В. Куцакова Нравственно –трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

14. А.А. Сыров, М.А. Мягких Карельский перешеек. Путешествия для детей. – СПб, 2016г.

15. Е.Е.Кепп Выборг Художественные достопримечательности «Фантакт» - г. Выборг, 1992г

16. В.В. Кириллов, А.Ф. Малышевский «Старые стены, или о чем поведали камни Выборга» - СПб, АОЗТ П-2, 2000г

17. Т.А. Кудрявцева «Бабочка над заливом» Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской земли - СПб.: 2008г

 

 

 

 

 

 





 
 
 
Go to Top