Парциальная образовательная программа «Моя малая Родина»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 г. Выборга»
Дополнительная парциальная образовательная программа
«Моя малая Родина»
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ
«Детский сад №23 г. Выборга»
Приказ № 74 от 22.08.2019г
Рассмотрено решением педагогического
совета протокол № 5 от
« 22 » августа 2019г
Авторы разработчики:
творческая группа педагогов
МБДОУ «Детский сад №23 г. Выборга»
Выборг
2019г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально - культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическую, формирование культуры поведения, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре, истории; отношение к государственному устройству. Каждое из направлений (кроме последнего) может стать содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, её культуре и традициям без сообщения
детям определенных знаний об этом. Содержание знаний также можно представить в нескольких направлениях.
Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называются страна, в
которой он живет, ее главный город, столица, его родной город или село, каковы основные достопримечательности города или села, какова природа страны и того конкретного места, где он живет; какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляют собой искусство, традиции, обычаи его Родины. Такова схема содержания знаний о родной стране, на основе которых можно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.
Актуальность парциальной программы обусловлена такими современными условиями, как утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Содержание парциальной программы «Моя малая Родина» в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел парциальной программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию парциальной программы «Моя малая Родина», планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел парциальной программы «Моя малая Родина» включает описание образовательной деятельности с детьми, взаимодействия взрослых с детьми, взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Организационный раздел парциальной программы «Моя малая Родина» описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей парциальной программы, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание: педагогических, кадровых, материально-технических условий, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, особенностей образовательной деятельности разных видов, место реализации парциальной программы в режима дня.
Парциальная программа «Моя малая Родина» содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогического мониторинга развития детей, а также качества реализации парциальной программы. Система оценивания качества реализации парциальной программы «Моя малая Родина» направлена в первую очередь на оценивание созданных дошкольным учреждением условий внутри образовательного процесса.
Парциальная программа «Моя малая Родина» завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему: близким, родным местам, родной стране. Знания только тогда влияют на развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями – интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на события близкого мира.
1.2. Цель и задачи парциальной программы
Целью парциальной программы «Моя малая Родина» является формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) представлений об истории, культуре и традициях города Выборга и района, развитие устойчивого интереса к истории родного края и города, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
1. Развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
2. Развивать любознательность,поисковый, исследовательский интерес.
3. Формировать представления о геральдике родного города, представления об истории, достопримечательностях, культурном наследии родного города.
4. Формировать представления о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
5. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство гордости, восхищения красотой родного города.
6. Формирование элементарных умений, необходимых для жизни в крупном городе.